Федя
Просветленный
(33176)
4 года назад
Есть такая профессия – расписание составлять
Составляют расписание поездов графисты. Помимо правил инженерных расчетов и доскональных знаний процессов черчения люди этой профессии должны знать все о том, как работает локомотив и устроен вагон, про скорость движения, а также расстояние между станциями и их пропускную способность. Перед составлением нового расписания графисты перерабатывают и систематизируют колоссальное количество различной информации. Она стекается к ним из пассажирской службы, дирекции, от вагонников и т. д. При составлении графика движения графисты учитывают такие параметры, как:
- Время отправления.
- Время в пути.
- Продолжительность остановок.
- Смена часовых поясов.
Все это в виде разнообразных цифр, стрелок, линий и пунктиров переносится на большие листы ватмана. Систематизированный графистами годовой график движения еще несколько раз проверяют в депо, на крупных станциях, чтобы в итоге сошлись все данные.
Люди внутри системы
А кто отслеживает соблюдение составленного графистами расписания? Есть в железнодорожной системе и такие специалисты.
Диспетчеры. Они следят за тем, чтобы поезда «вписывались» в график, и переводят стрелки, если поезду нужно поменять направление движения. И если вдруг состав пошел не по тому пути, виноват будет кто? Правильно, стрелочник. Хотя это выражение появилось еще в те времена, когда стрелки переводили вручную и профессия была соответствующая. Сейчас диспетчер выполняет эту операцию одним нажатием кнопки на пульте управления. Если касается кнопки со знаком «+», стрелка переходит к правому рельсу, если «–», возвращается в обратное положение.
А еще диспетчер может не только менять маршрут, но и регулировать скорость движения поезда. Как это происходит? На железной дороге через каждые 800 м расположены блок-участки, где установлены светофоры, у которых имеются по два электрических реле. По одному из них легкий заряд тока подается на один рельс, другое рассчитано на прием. Как только поезд входит в зону реле, железные колеса замыкают цепь и светофор включает красный свет. Эти реле соединены с другими, находящимися в здании узловой станции. Они более сложные по техническому устройству и способны распознать сигнал светофора, передать его дежурным и диспетчерам. Диспетчеры сразу же видят поезд на экранах, дежурные – на пультах. На светофорах позади состава загорается желтый и желто-зеленый свет, и машинист сзади идущего поезда сбавляет скорость.