Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Первый профессиональный татарский композитор

Владян Tokarev Ученик (110), на голосовании 13 лет назад
Голосование за лучший ответ
Фания Мухаметзянова Ученик (227) 8 лет назад
Исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося татарского композитора Фарида Яруллина (1914-1943)

[attachment=933906:23-1.gif]

Фарид Загидуллович Яруллин (тат. Fərit Zahidulla uğlı Yarullin, Фәрит Заһидулла улы Яруллин; 19 декабря 1913 (1 января 1914), д. Малые Суни — 17 октября 1943) — татарский композитор, автор музыки к балету «Шурале». Самому композитору не удалось увидеть первую постановку балета. Командир стрелкового взвода, лейтенант Фарид Яруллин пал смертью храбрых в октябре 1943 года.

В 1958 году Фариду Яруллину за балет «Шурале» посмертно была присуждена Государственная премия Республики Татарстан им. Г. Тукая.

До сих пор Фарид Яруллин остается самым знаменитым татарским композитором. Список стран дальнего и ближнего зарубежья, в которых осуществлена постановка балета "Шурале", внушителен и продолжает пополняться. Это Латвия, Литва, Украина, Казахстан, Монголия, Болгария, Чехословакия, Албания. "Шурале" ставили и в Большом театре СССР, где в партии Сююмбике выступила Майя Плисецкая. Ни одно другое произведение татарской национальной культуры не получило такого широкого признания в мире.

Бесспорно влияние музыки Ф. Яруллина и на балетное творчество других татарских композиторов. Это проявилось в выборе сюжетов, в основном из произведений Тукая ("Заколдованный мальчик" З. Хабибуллина, "Водяная" А. Бакирова, "Кисекбаш" Р. Губайдуллина), в преобладании сказочной тематики, апелляции к некоторым музыкальным особенностям яруллинского балета. Его музыка по-прежнему чарует не только простых слушателей, но и профессионалов, вдохновляя их на создание концертных обработок, фантазий...

Несмотря на то что балет "Шурале" - самое известное произведение татарской музыки, а со дня его премьеры прошло 60 лет, до сих пор остаются белые пятна и в биографии композитора, и в судьбе его главного творения. Пролить на них дополнительный свет позволяют архивные документы, с которыми недавно мне удалось ознакомиться. Часть их касается времени учебы Ф. Яруллина в Татарской оперной студии при Московской консерватории и опровергает некоторые факты, общепринятые в нашей музыковедческой литературе.

Вплоть до сороковых годов прошлого века в Казани не было высшего учебного музыкального заведения, не считая попытки в 1921 - 1922 гг. создать Восточную консерваторию, которая просуществовала совсем недолго. Талантливая молодежь, особенно обнаружившая склонность к композиторскому творчеству, уезжала учиться в столичные города. И дальнейшая судьба этих людей, как правило, мало кого волновала. Но вот, в мае 1933 года двое преподавателей музыкального отделения Казанского техникума искусств (ныне Казанское музыкальное училище) М. Пятницкая и И. Аухадеев были командированы в Москву с одной-единственной целью - выявить там среди учащихся по творческим специальностям выходцев из Татарстана. По возвращении оттуда они пишут докладную записку, где сообщают, что в Москве учится ряд "весьма ценных и способных студентов", среди которых упоминаются будущие композиторы Назиб Жиганов и Загид Хабибуллин, певица Марьям Рахманкулова, кларнетист Фазлуллин, виолончелист Абубакиров и другие. (Фарида Яруллина среди них нет, так как он поступил на рабфак МГК немного позже). Вместе с тем М. Пятницкая и И. Аухадеев в своей докладной записке обращают внимание на такой тревожный факт. Руководство уже созданного в ту пору Башкирского отделения при Московской консерватории, заметив определенную "заброшенность" этих студентов,
Похожие вопросы