Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты
Лидеры категории
Лена-пена Лена-пена
Искусственный Интеллект
М.И. М.И.
Искусственный Интеллект
Y.Nine Y.Nine
Искусственный Интеллект
king71alex Куклин Андрей Gentleman Dmitriy •••

что такое офорт?

ольга пискарева Ученик (175), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
ТЭРС Искусственный Интеллект (431911) 13 лет назад
Поскольку как гравюра на дереве, так и резцовая гравюра на меди лишь исключительно в руках выдающихся мастеров представляли собой законченные превосходные произведения, исполненные художественной выразительности и живописности, то в начале XVI века возникает еще один вид гравюры на металле, который стал излюбленным жанром для многих великих художников – это офорт.

Основное его достоинство – легкость в изготовлении, чего нельзя сказать ни о резцовой гравюре, ни о ксилографии. Дело в том, что если в двух поименованных техниках нужно прорезать вручную линии на дереве или металле, то в офорте всю эту труднейшую работу выполняет кислота. Металлическая доска (в XVI чаще железная, в XVII-XVIII медная, позднее - цинковая) , употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом, устойчивым к воздействию кислоты. На доску, посредством острой стальной иглы, проникая сквозь мягкий грунт, наносится рисунок. После этого доска помещается в азотную кислоту (медная – в раствор хлорного железа) , и нанесенный иглой рисунок протравляется до желаемой глубины. После этого грунт смывается с доски, втирается краска и делается оттиск. В России, именно из-за травления, гравюра офортом часто называлась гравюрой крепкой водкой.

Если говорить о мастерах, то особенно стали известны офорты французского мастера первой трети XVII века Жака Калло, воспроизводящие разнообразные, часто красноречивые, сцены современной жизни. Фламандская школа дала искусству прекрасного офортиста - Антониса ван Дейка, чьи портреты являются прекрасными образцами иконографии XVII столетия.

Но несомненно, что наиболее ценной и целостной является голландская школа офорта, которая в данном случае соперничает с живописью и нисколько ей не уступает. Эта школа представлена Адрианом Ван Остаде, Паулем Поттером, Херкюлесом Сегерсом… Но первенствующим мастером здесь является Рембрандт, который совершенно самостоятельно, без посторонней помощи, постиг искусство офорта и преодолел все трудности этой капризной техники. Рембрандт оставил более трехсот офортов во многих состояниях.

Примерно с середины XVIII столетия, как это ранее произошло и с резцовой гравюрой, появляется отдельное направление - репродукционный офорт. Практически все увражи и книжные иллюстрации середины – второй половины XVIII века выполнены в этой технике.

Но если репродукционный офорт был в своем роде массовой продукцией для XVIII века, то оригинальный офорт продолжил свое существование и являлся «отдушиной» для многих художников-живописцев. Большую известность получили работы Франсиско Гойи, Джованни-Баттиста Тьеполо, Каналетто, Антуана Ватто, Франсуа Буше и многих других. Особняком стоит творчество архитектора и гравера Джованни-Баттиста Пиранези, который был, пожалуй, самым выдающимся офортистом этого века, который оставил много томов увражей с видами Рима, римских древностей, и даже темниц.

Если в XIX столетии, под воздействием новых печатных техник искусство офорта угасает, то к концу столетия оно расцветает с новой силой, причем уже не носит характера «иллюстрации» , а воспринимается современниками как целостное художественное направление в графике. К офорту обращаются почти все знаменитые французские живописцы, начиная с барбизонцев (Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и прочие) , и заканчивая импрессионистами (особенно Эдуард Мане) . Кроме Франции, в конце XIX - начале XX века многие страны дали искусству прекрасных мастеров офорта - Андерс Цорн в Швеции, Адольф Менцель в Германии, Джеймс Уистлер в США, Иван Шишкин и Валентин Серов в России…
Остальные ответы
Елена Кучевская Гуру (3810) 13 лет назад
Офорт - способ изготовления авторской печатной формы, который соединяет методы ручного гравирования с химическим травлением. Офортом называют и оттиск, полученный на бумаге с авторской печатной формы, изготовленной по данной выше технологии. Офорт - тиражная техника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произведением. Как правило это, в среднем, от 5 до 20 оттисков.
Fatamorgana Высший разум (176755) 13 лет назад
Офорт
(от франц. eau-forte - азотная кислота) , вид гравюры на металле, в
котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления
металла кислотами. Известен с начала 16 в. ; до этого времени линии
изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника
офорта такова, на цинковую (или медную) пластину («доску» ) наносят
кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям
будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную
кислоту (медную - в раствор хлорного железа) . Травление производится в
несколько приемов. После первого травления в местах, где отсутствовал
лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые
соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и
вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким
образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати
краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной
поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В
широком смысле в понятие «офорт» часто включают и другие виды гравюры с
травлением - акватинту, лавис, которые обычно сочетаются со штриховым
офортом, а также мягкий лак и др. Все эти виды (особенно акватинта)
могут, как и штриховой офортом, применяться для цветной печати.
Похожие вопросы